Шавуот, или Праздник Седмиц — это один из трёх “собраний Господних” (вместе с Песахом и Праздником Кущей), которые являются “назначенными временами” (Лев. 23:4), когда Израиль должен был собираться в Иерусалиме. Как мы вскоре увидим, его можно рассматривать как единое целое с Песахом по ряду причин, включая и тесную связь жизни и служения Мессии Иисуса с дарованием Святого Духа, дающего людям возможность совершать Его дела.
Библейские основы Шавуота
Как описано в книге Левит, первая связь между Песахом и Шавуотом заключается в том, что они идут вместе в еврейском календаре:
“В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки… и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте. Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу: от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу.” (Лев. 23:5-6; 23:8; 23:15-17)
Таким образом, вне зависимости от того, когда в нашем “современном” календаре выпадает Песах, Шавуот обязательно будет праздноваться на 50-й день после второго дня Песаха. От этого 50-дневного периода времени происходит второе название праздника — Пятидесятница.
Традиции Шавуота в иудаизме
В иудаизме период “отсчёта дней” от Песаха до Шавуота, согласно заповеди Господа (Лев. 23:15), называется “отсчётом омера”. Это название происходит от древней традиции принесения омера (около двух сухих кварт, примерно 2 литра) сухого ячменя Господу на второй день Песаха. И по сей день соблюдающие евреи провозглашают соответствующие благословения, отсчитывая дни между Песахом и Шавуотом, то есть “отсчитывая омер”.
В течение этого периода религиозные евреи оплакивают гибель евреев во время последнего вооружённого восстания против римлян в 132 году н.э. В это время в их жизни можно заметить знаки траура. Например, в это время религиозные иудеи не стригутся, не организовывают свадьбы и другие праздничные события, кроме празднования Лаг ба-Омер, который приходится на 33 день отсчёта омера.
Лаг ба-Омер празднуется в память смерти рабби Шимона бар Йохая, который считается автором каббалистической книги Зоар. День его смерти отмечается как праздник, потому что он сам так заповедал. Потому траур прекращается на один день. Тысячи последователей рабби собираются для ежегодного празднования этого дня на горе Мерон, возле города Цфат в Галилее. Зажигаются костры, которые символизируют сияющий свет Господа (слово Зоар означает “свет”), и празднуются свадьбы. Лаг ба-Омер стал традиционным поводом для первой стрижки еврейских детей.
Когда наконец приходит Шавуот, он празднуется как день отдыха Израиле (два дня вне Израиля). Сегодняшние традиции Шавуота включают в себя чтение книги Руфь, напоминающей нам об урожае, употребление молочных продуктов (без мясных, согласно кашруту) и украшение домов и синагог плодами урожая.
Но у Шавуота есть и другая духовная сторона, благодаря которой его также называют “Хаг Матан Торатейну” (Праздник дарования нашей Торы). Согласно еврейской традиции, это также время, когда Господь раскрыл Израилю дар Закона на горе Синай. И здесь мы обнаруживаем, что, подобно тому, как Освободитель Моисей связывает первый Песах и первый Шавуот, так и Мессия Иисус снова объединяет их, новым и удивительным способом.
Шавуот и Новый Завет
Евангелия показывают нам, как Мессия Иисус исполняет пророческие обетования Еврейских Писаний. Драма Тайной Вечери является самым ярким примером этого, потому что в тот вечер Иисус открыл Себя как истинную и совершенную пасхальную жертву.
Читая продолжение этой истории в Книге Деяний, мы видим, насколько тесной сохраняется связь между Песахом и Шавуотом через служение Мессии. Самыми последними записанными словами Иисуса, которые Он сказал в последней главе Евангелия от Луки, были: “И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше” (Лк. 24:49).
И поэтому вполне уместно, что Лука снова обращается к этой истории именно в этой части Книги Деяний. Он записывает слова Иисуса, в которых повторяется обетование Господа и Великое Поручение, для которого Его народ получит силу: “Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (Деян. 1:8).
И теперь, как продолжает Лука, мы находимся в разгар другого “назначенного времени”, через несколько недель после Песаха. Это Праздник Седмиц, Шавуот, — и вновь мы видим, как еврейский народ со всего известного тогда мира (Деян. 2:5-11) собран в Иерусалиме, согласно заповеди Господа.
Святой Дух и Шавуот
Мы увидели, что Шавуот напоминает об урожае и откровении Торы. А из Книги Деяний мы узнаём, что именно в этот день был дарован Святой Дух.
Пётр, еще совсем недавно парализованный страхом, теперь проповедует Евангелие смело и со властью. И каким был результат его исполненных Духа слов? “Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч” (Деян. 2:41). Начался другая жатва — жатва душ для Царства.
Эта жатва продолжается и сегодня, когда еврейский народ и другие народы объединяются вместе в Новом Завете и в Великом Поручении. Этот завет был провозглашён Мессией на Песах. Теперь он запечатан силой Святого Духа на Пятидесятницу — ещё один пример того, как наш суверенный Господь берет нечто уже существующее и придает ему намного большее значение.
Источник: http://ieshua.org/shavuot-prazdnik-sedmits-zemnoj-i-duhovnyj-urozhaj.htm
Speak Your Mind